Современное пиво было "изобретено" дважды - ученые

10:00, 12 сентября 2008
Способ получения современного пива, известного как лагер, в средние века был изобретен дважды независимыми путями, о чем свидетельствует генетический анализ дрожжей, использующихся при его производстве, говорится в статье, опубликованной американскими биологами в журнале Genome Research.

К типу "лагер" относится большинство сортов пива, распространенных в современном мире. В отличие от эля "лагер" получают при относительно низких температурах от пяти до 15 градусов.

Более древним типом пива является эль, он получается при температурах от 15 до 20 градусов. Этот напиток сравнительно быстро портится без охлаждения, поэтому в средние века его производство в летнее время было запрещено, и пивовары были вынуждены заниматься своим ремеслом в холодное время года. В результате они отобрали микроорганизмы, работающие при холодных температурах, и стали производить "лагер".

"Эти древние пивовары даже не подозревали, что занимаются генетикой и селекцией. От них нам достался не только замечательный напиток, но и возможность увидеть быструю эволюцию дрожжей", - говорит один из авторов исследования доктор Гэвин Шерлок, слова которого приводятся в сообщении Медицинской школы Стэндфордского университета.

Ранее было известно, что "лагер" сбраживают дрожжи вида Saccharomyces pastorianus, который является гибридом пекарных дрожжей S.cerevisiae и другого вида - S.bayanus.

Теперь ученые выделили из различных образцов пива 17 штаммов дрожжей S.pastorianus, и провели их генетическое сравнение друг с другом. Они выяснили, что эти дрожжи можно отнести к двум разным группам.

Первая группа является действительным гибридом двух видов дрожжей - в ней находится по одному генетическому набору от обоих родителей. Во второй группе дрожжи содержат три генетических набора: один от S.bayanus и два - от S.cerevisiae. В обоих случаях часть генетического материала терялась, в основном это были гены пекарных дрожжей.

"По-видимому, в производстве пива S.cerevisiae обеспечивает вкусовые свойства напитка, а S.bayanus делает возможным сбраживание при низких температурах", - говорит доктор Шерлок.

По его словам, в двух средневековых пивоварнях, независимо друг от друга, были отобраны разные дрожжевые гибриды, которые затем распространились по всему миру. Как звали этих пивоваров и где они жили, мы точно не знаем. Ученые предполагают, что это произошло в 16 веке в Центральной Европе.

Сейчас одна группа дрожжей используется при производстве датского и чешского пива, а другая - голландского.

РИА НОВОСТИ