Санатории Белоруссии: польза для тела, души…и кошелька!
В наше сложное время, время проблем с экологией и ускоренного темпа жизни, мы порой забываем...
О проведении технического осмотра Комментариев: 1
Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств...
Выиграйте вкусный ужин в кафе "Рыцарский пир"!
В Новый год хочется не только получать подарки, но и их дарить! Поэтому портал...
Курсы валют:
Курс доллара США 57.52   Курс евро 62.10

История Ярославской губернии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, одной из архитектурных столиц России. С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, на панораму города, украшенную цепью величественных храмов. Здесь, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля.

 

Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси - Ростову Великому, основал здесь город- крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством.

 

Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя- медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».

 

Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.

 

Временем наивысшего расцвета Ярославля в домонгольский период было время правления ростовского князя Константина Всеволодовича и его сына Всеволода. Именно в это время город все чаще упоминается на страницах летописей.

В 1218 князь Константин разделил свои владения между двумя сыновьями: «посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода- на Ярославль». Так Ярославль стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества.

 

Возвышение города определило начало больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать по летописным источникам и данным археологических раскопок. Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними высился двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями. Появляются и первые каменные сооружения- нарядные величественные храмы в кремле и Спасо-Преображенском монастыре.

 

В начале XIII Ярославль разросся далеко за пределы крепости. О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре 1222 года, когда «град Ярославль мало не весь погоре и церкви изгоре17, двор же княжь... избы огня». Такое количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине города.

 

Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль, охранял западные подступы к городу. С севера его защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII века в полутора километрах от кремля вверх по течению Волги. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада. При князе Константине Всеволодовиче, библиографе и покровителе искусств, кого летописец назвал «вторым Соломоном», Спасский монастырь стал крупнейшим культурным центром края. По преданию, в монастырской библиотеке, где велась переписка книг, хранилось большое собрание русских и греческих рукописей. Здесь могло быть создано и сохранившееся доныне Спасское евангелие (1-я половина XIII века) с двумя прекрасными миниатюрами, изображающими евангелистов Марка и Луку.

 

В связи со строительством новых храмов в Ярославле большое значение приобрела иконопись. Местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастрестве их создателей, о глубоких знаниях лучших достижений искусства Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества.

 

Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был разорен и сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 года. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя- невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки- стала называться Туговой, что в переводе со старославянского означает Скорбная. Но неудачи не останавливали жителей свободолюбивого города. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска Дмитрия Донского.

 

Художественная жизнь Ярославля не замирала даже во времена татаро-монгольского ига. Об этом свидетельствуют произведения иконописи и миниатюры, сохранившиеся до наших дней.

 

Крупнейшим центром культуры и искусства оставался Спасский монастырь. Его великолепное рукописное Федоровское евангелие (2-я половина XIV века) свидетельствуют о сохранении здесь лучших традиций домонгольского наследия.

В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Ярославлю была отведена почетная роль «государевой вотчины». Московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола.

Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами, которые проводились по инициативе московского правительства. После огромного пожара в 1501 года по указу великого князя Василия III столичными мастерами был выстроен новый городской Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную во время пожара княжескую церковь XIII века. Долгие годы собор оставался архитектурным центром Ярославского кремля. Впоследствии неоднократно перестраивающийся, этот интересный памятник, к сожалению, не дошел до наших дней.

 

Вторым по значению архитектурным комплексом города, его главным культурным и духовным центром продолжал оставаться Спасский монастырь, которому покровительствовали великие князья московские. В начале XVI века здесь был создан прекрасный ансамбль каменных зданий, украшенных фресковой живописью. Судьба монастырских построек оказалась более удачной, чем собора в кремле. Сохранившиеся и восстановленные, они являются сегодня единственными в Ярославле монументальными памятниками XVI века. Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля- Спасо-Преображенский собор, архитектурная «биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-1516 годах.

 

Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVI-XVIII веках- и нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились мемориальные доски 1652 и 1740 годов. Северная паперть, заменившая в XVII веке первоначальное открытое гульбище, была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают исследователи, здесь в конце XVIII века находилась рукопись «Слова о полку Игореве». Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в «клейме» на северо-западном столпе: «...а подписывали мастера московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афанасий да Дементий Исидоровы дети»..

Благодаря исследованиям последних лет фрески Спасо-Преображенского собора предстают как ценнейшие произведения русской монументальной живописи XVI века. К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной палаты. Трапезная палата была одним из наиболее благоустроенных и богато украшенных зданий своего времени. Зимой она обогревалась теплым воздухом, поступавшим из кухонного очага через отдушины. Еда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стены. Своды, стены, откосы окон палаты были покрытии фресками. В XVI веке это был самый большой и красивый зал в Ярославле, служивший столовой братии этого богатого монастыря. Во время приезда знатных гостей здесь устраивались торжественные приемы. Парадное крыльцо соединяет трапезную палату с настоятельским корпусом. В первом этаже корпуса были хозяйственные подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля.

 

Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского монастыря является корпус келий ХVII века. Внутристенные лестницы, многочисленные ниши, тщательно продуманная система отопления, окна, освещающие лестницы и сени, - все свидетельствует о большом опыте строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения планировки жилья. Несмотря на то, что это здание появилось полтораста лет назад после основных сооружений монастыря ( в 1670-е годы), оно не нарушает стилистического единства ансамбля. В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в ХVI веке появились первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к Русскому государству Поволжья. В 1550-1580 годах были возведены первые каменные стены и башни Спасского монастыря, после чего он стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». В начале ХVII века монастырская крепость по своей мощи превосходила обветшавшие укрепления кремля на Стрелке. В период борьбы с польско-литовской интервенцией (1612 год) благоустроенный Спасский монастырь, наиболее надежная цитадель города, стал главной штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Именно здесь формировалось народное ополчение, и обитель стала фактическим центром страны. В 1613 году в монастыре останавливался по дороге в Москву Михаил Романов; отсюда была послана грамота, извещавшая о согласии его венчаться на царство. За заслуги в период Смутного времени Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса. Монастырские власти развернули большое строительство. Наиболее значительными стали работы по перестройке оборонительных сооружений монастыря в 1612-1646 годах, в большей части сохранившихся до наших дней.

 

С середины ХVI века Ярославль - важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока( по Волге) и Европы ( через Архангельск - единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свое «подворья», откуда направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше - в Персию. Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране. Волга изобиловала рыбой: огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве; по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве.

 

Во второй половине ХVI века неизмеримо вырос ярославский посад. Город окружили тесным кольцом многолюдные торгово-ремесленные слободы: Коровники, Стрелецкая, Ямская. Их названия связаны с занятиями местного населения.

ХVII столетие - поистине золотой век ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами. В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. В числе основных художественных богатств Ярославля - стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты, тем самым показывая жизнь Руси во всем ее многообразии.

 

В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы могущественных купеческих династий, сохранился ряд памятников, открывших период расцвета ярославского каменного зодчества.

 

Поистине жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Его композицию дополняют два белоснежных шатра - на колокольне и приделе Ризположения. Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы - все свободное пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680-1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ярус занимают композиции на евангельские сюжеты, во втором ярусе - деяния апостолов, в третьем - житие и чудеса пророка Ильи, в нижнем, в четвертом ярусе - деяния его ученика Елисея. Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям ХVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.

 

Во второй половине ХVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных памятников- ансамбль в Коровницкой слободе, выделяющийся необычностью композиции и изысканностью силуэта. Ансамбль, состоящий из двух церквей ( теплый храм Владимирской Божьей Матери и холодный храм Иоанна Златоуста), колокольни и святых ворот, формировался на протяжении полувека в результате коллективного творчества нескольких поколений ярославских зодчих.

Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687) - вершина ярославского зодчества ХVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам.

 

Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих пятнадцати глав, церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров, росписей. Стенопись Предтеченского храма- настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Подлинным шедевром ярославских ювелиров-серебряников считается кадило из церкви.

 

На левом берегу Волги в пределах городской черты расположен уникальный ансамбль Толгского монастыря ( ХVII-ХIХ века). Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале ХIV века ростовским епископ Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. В 1314 году Трифон, объезжая епархию, остановился на ночлег на берегу Волги возле устья несуществующей ныне реки Толги. В полночь он проснулся от яркого света и увидел на противоположном берегу сияние. Через реку к нему тянулся неизвестно откуда взявшийся мост. Перейдя мост, владыка обнаружил, что сияние исходит от образа Богоматери, находившегося в ветвях дерева. На следующий день Трифон и его спутники заложили на этом месте храм. Икона, положившая начало обители, сохранилась доныне, а 19 августа - день ее чудесного обретения - стал торжественным праздником Толгского монастыря. Сейчас это женский монастырь, в нем живет более ста сестер.

Архитектурным центром ансамбля является Введенский собор (1681-1688 годы); к югу от собора сохранилась древнейшая постройка - Крестовоздвиженская церковь с трапезной. Одна из самых интересных построек - Спасская церковь с больничными палатами (1710-е годы) - единственный значительный памятник стиля «московского барокко» во всем ярославском зодчестве. На территории ансамбля Толгского монастыря находится и один из древнейших памятников отечественного садово-паркового искусства - кедровый сад (2-я половина ХVII века).

 

Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли горделиво возвышается церковь Николы Рубленый город, сохранившая в своем названии память о месте, где ее возвели в 1695 году. Церковь Николы Рубленый Город - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля ХVII века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались здесь же, под обрывом. Скромная по декоративному оформлению, церковь Николы Рубленый Город выделяется среди других храмов Ярославля гармоничностью и изысканностью пропорций.

 

Двадцать пять лет (1657-1682) ушло на возведение в городе церкви Михаила Архангела, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества ХVII века. Как и другие ранние ярославские церкви, это четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, с северным приделом в идее башни, с тяжелой квадратной ярусной колокольней и шатровым крыльцом. С более поздними культовыми сооружениями этот памятник роднят крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над мелкими декоративными замерами. Зеленые изразцы на фасадах крыльца - одни из самых древних в Ярославле. В верхней галерее сохранился замечательный перспективный портал с тончайшим кирпичным орнаментом и росписью. Его кованая дверь украшена подсвеченной слюдой в прорезных круглых медальонах. В 1731 году интерьер церкви Михаила Архангела был расписан артелью художников во главе с известным мастером Федором Федоровым в несколько наивной манере, напоминающей народный лубок.

 

Один из красивейших памятников Ярославля - возведенная в 1672 году церковь Спаса на Городу. К северной стороне этого четырехстолпного пятиглавого храма примыкает небольшой придел с шатровым завершением; с южной располагается другой придел, более длинный и низкий. Невысокая шатровая колокольня на северо-западном углу здания разделяет галереи. Барабаны с главами по своей высоте превосходят основной клуб сооружения. За время существования церковь неоднократно перестраивалась. В 80-е годы ХVII века проемы первоначально открытой северной галереи были заложены, в ХIХ веке переделан южный придел, к западному фасаду пристроена новая паперть со входом. Стенопись Спасской церкви выполнена за очень короткий срок - с 12 июня по 2 августа 1693 года двадцатью двумя мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; по своему стилю и тематике она типична для ярославской живописной школы конца ХVII века. Стены разбиты на семь узких ярусов: в четырех верхних иллюстрируется земная жизнь Христа, в пятом и шестом раскрывается «История животворящего Христа». В цикле, посвященного принятию христианства византийским царем Константином и царицей Еленой, талантливо и самобытно написаны многочисленные битвы, торжественные церемонии, строительные работы, сложные пейзажи. В евангельские сюжеты внесены детали народного быта (царица Елена отправляется в Палестину в крестьянской телеге; церкви, основанные ею на Святой земле, напоминают простые деревянные срубы ярославского посада). Не меньший интерес представляют и другие ярославские храмы: церковь Богоявления, церковь Дмитрия Солунского, Петропавловская церковь (ХVII век), ансамбль церкви Сретенья (ХIХ век) и др.

 

Во второй половине ХVII века многие русские города, ставшие губернскими, изменили свой облик - была произведена их перепланировка. Получил свой регулярный план и Ярославль (1778 год). В целостной пространственной композиции учитывались основные архитектурные сооружения города, но в корне менялась его средневековая схема. Был создан новый центр, главенствующее значение в котором приобрели три переходящие друг в друга площади - Ильинская (ныне Советская), Плацпарадная (Демидовский сквер) и Соборная (Стрелка); построены новые жилые и общественные здания в стиле классицизма, благоустроена набережная Волги. С Основанием Петербурга - нового морского порта - Ярославль теряет свое прежнее ведущее значение на главном пути внешней торговли России с Западом, но начинает развиваться как промышленный город.

 

В ХIХ - начале ХХ века происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского севера».

 

Гордостью города являются его музеи. Главным музеем ярославской области по праву считается историко-архитектурный музей-заповедник. Расположен он на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Созданный в 1895 году, музей обладает обширными коллекциями, представляющими огромную историческую и художественную ценность.

Всего же в городе 6 музеев разного профиля.

 

В Ярославле поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр (1750 год). Его основатель - актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков. Неоднократно перестраивавшееся, современное здание театра было открыто в 1911 году. Архитектор И.А. Спирин.

 

Здание ярославского драматического театра и по сей день является украшением города. На площади перед театром установлен памятник Федору Волкову (скульптор А.Соловьев).

 

Ярославль - и сегодня крупный культурный центр России. Улицы, площади и набережные города - своеобразный музей, «экспонаты» которого - прекрасные памятники прошлого. Великолепные архитектурные сооружения оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен величественных храмов теряется чувство времени, явственно ощущается дыхание древней, почти тысячелетней истории Ярославля.

 

Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколения оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерусского искусства. Город как ценнейший памятник градостроения сохранил здания почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий, поэтому в июне 2005 года исторический центр Ярославля был внесен в список Мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.