Главная
Гостям города
Достопримечательности Ярославля
Ансамбль Николо-Мокринского церковного прихода
Ансамбль Николо-Мокринского церковного прихода
| Архитектурно-живописный ансамбль Николо-Мокринского церковного прихода г. Ярославля (XVII-XVIII вв.). Местоположение церковного прихода Николо-Мокринский церковный приход расположен в центре современного Ярославля, в пределах бывшей Спасской слободы и районе ныне засыпанных оврагов и заливных (мокрых) лугов левобережья реки Которосли. "Роспись противу чертежу городу Ярославлю и Спасскому монастырю и Спасским и посадским слободам" (середина XVIII в.) описывает градостроительную ситуацию в этой части Ярославля следующим образом: "... От Спасского ж монастыря от городового рву промеж Богоявленския слободы и посадцких дворов Дмитриевские сотня пошла улица через Нетечу враг и Дмитриевскою ж сотнею Киселюхою слободою до Ершова врага и Спасские слободы, и Спасскою слободою через Паутовец враг и до Пятницы святые... Крохина слободка, которая по Государеву указу взята из-за Спасского монастыря и отдана в посад стоит по зади Спасские слободы на земле за вешним протоком от Государевых оброчных лугов... Да на той же стороне в Спасской слободе промеж Ершова врага и Паутовца стоит церковь Николы Чудотворца по прозвищу словет Мокрой. А Киселюха, посадская слобода и Спасская слобода стоят по Ершову врагу дворы о дворы..." (См. К.Д. Головщиков. Путеводитель по Ярославской губернии. Ярославль, 1859, с.265). Характеристика архитектурного ансамбля Существующий архитектурный ансамбль сложился на территории прихода уже к концу XVII века. Основу его составляют два храма - большая холодная церковь Николы Мокрого (1672 г.) и теплая церковь трапезного типа Тихвинской Божьей Матери (1686 г.). Помимо собственно храмов, с их стройными, устремленными ввысь главами, в формировании оригинального, запоминающегося облика ансамбля активно участвуют объемы и силуэты шатров Варваринского и Алексеевского приделов, притворов и колокольни. Обилие вертикалей, продуманное чередование больших и малых декоративных элементов, золоченых крестов наполняют архитектурную композицию внутренней динамикой, лишают кирпичные массы четвериков чрезмерной весомости и статики. Ансамблевое мышление авторов проекта особенно ярко проявилось в решении западного - главного фасада прихода. Выведенные на одну линию с кирпичной оградой, совершенно одинаковые по размерам и художественной трактовке, притворы храмов призваны были формировать у зрителя представление о стилистической однородности всех нахлдящихся на территории прихода построек. Стремление к замкнутости и цельности архитектурной композиции уже в XVII веке определило необходимость сооружения вокруг церковного участка высокого ограждения. Горизонталь глухой кирпичной ограды не только связала памятники прихода в один смысловой узел, но и эффектно подчеркнула игру их вертикальных доминант. (В XX веке ограда была разобрана, фрагменты ее сохранились лишь в западной части архитектурного ансамбля.). ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО По наблюдениям исследователей ярославского зодчества Э.Д. Добровольской и Б.В. Гнедовского: "В архитектуре церкви николы Мокрого, как в фокусе, сконцетрированы самые характерные особенности развитого типа ярославского посадского храма. Его план, объемное построение, включающее в себя пятиглавый четверик без подклета с двумя шатровыми приделами на северо-восточном и юго-восточном углах и опоясывающую его одноэтажную галерею с первоначально существовавшими тремя крыльцами, близки церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе. Северный фасад, обращенный к старой Угличской дороге, решен так же, как и главный фасад современной ему церкви Спаса "на Городу", - его фланкируют столпообразные шатровые объемы придела и колокольни. В последней повторены формы колокольни церкви Ильи Пророка, а рисунок слухов шатра, видимо, заимствован у колокольни церкви Рождества Христова. Строители памятника старались использовать лучшие образцы ярославской архитектуры, что было, возможно, обусловлено и подрядным договором с заказчиками... Значительным новшеством было появление здесь полузакрытой галереи - переходной формы к закрытым папертям конца XVII в. В ее парапетах сохранилось несколько первоначальных зеденых изразцов, современных изразцам церкви Михаила Архангела." Архитектурный декор и изразцы Декоративное убранство фасадов основного четверика церкви Николы Мокрого в виде пучков полуколонок с бусинами-перехватами и изразцово-кирпичных наличников прямоугольных окон появилось позже, в конце 1680-х - начале 1690 г. Одновременно алтарные окна также были украшены изразцовыми наличниками. Они представляют собой законченные орнаментальные композиции, обрамляющие сложнопрофилированные рамки проемов. Подобные наличники украшали окна еще одного ныне утраченного памятника- церкви Петра и Павла на Волжском берегу 1691 г. Декоративное убранство притворов С запада к церковным зданиям примыкают идентичные по размерам и художественному решению парадные крыльца. Стены их богато украшены рельефными полихромными изразцами. Над двускатными крышами крылец возвышаются стройные декоративные шатры, покрытые глазурованной зеленой черепицей. Точное время создания этих сооружений в документах не зафиксировано. Обыкновенно исследователи датируют их концом XVII века. Керамический декор крылец поражает графическим т пластическим разнообразием, сильным насыщенным звучанием зеленых, синих, желтых, белых и коричневых цветов. Здесь применены два типа орнаментальных изразцов. Первый тип - это изразцы с повторяющимся рисунком, формирующие ленты фризов и карнизов. Второй тип - изразцы с центрическим симметричным орнаментом. Они представлены в нишах лопаток и оконных простенках. Подобными изразцами и подобным же образом были декорированы в 1693 году фасады ярославской церкви Богоявления. Интерьер церкви Николы Мокрого В дневные часы интерьер храма достаточно хорошо освещен. Барабан центральной главы прорезан 8-ю щелевидными окнами. В боковых барабанах таких окон по 6. Через систему парусов, усеченных коробовых сводов и подпружных арок барабаны опираются на столбы и стены сооружения. Помимо окон барабанов свет попадает в помещение церкви через высокие прямоугольные вертикально-ориентированые оконые проемы, устроенные в южной, западной и северной стенах - по 3 окна в каждой стене. Поскольку центральные окна боковых стен сдвинуты несколько к востоку, простенки между ними и восточными окнами оказываются в интерьере храма как раз над центральной осью его боковых входов. В результате такого решения симметричное звучание боковых частей предалтарного пространства и его освещенность значительно усиливаeтся. Четыре пилона расположенные под подпружными арками центральной главы делят пространство четверика на три нефа. Своды центрального более широкого нефа - крестовые. В боковых нефах использованы коробовые своды. Между восточной парой столбов и боковыми стенами храма находится невысокая кирпичная алтарная преграда с тремя дверными арочными проемами на осях нефов. Толшина кладки преграды соответствует толшине восточных столбов. (Размеры кирпичей находящихся в кладке стен храма колеблются в пределах нескольких сантиметров: 29-32 : 14,5-15 : 7,5-8.) Со стороны алтаря в кладке преграды сделаны арочные углубления. Последние не только обрамляют арочные проходы, но и придают конструкции дополнительную жесткость. Алтарная преграда разделяет обьем четверика на 2 части - наос и алтарь. В этой связи юго-восточная и северо-восточная главы, их своды, подпружные арки, а также восточный свод центральног нефа, восточные столбы (кроме западных граней) и восточная стена четверика являются состовляющими элементами интерьера алтаря церкви. Примыкавший, некогда, к алтарной преграде и западным граням столбов деревянный 5-и ярусный иконостас почти полностью закрывал всю восточную стену четверика, делал для посетителей храма рассмотрение размещеных на ней фресковых композиций невозможным. Ознакомиться с содержанием фресковых циклов на восточной стене можно было лишь с многоярусных полатей иконостаса, лесница на которые находилась в дьяконнике (на южной стене сохранились следы примыкания). Восточная стена четверика имеет в основании три широкие сквозные арки. За ними располагаются алтарные апсиды. Полукружия апсид перекрыты конхами, плавно переходящими в коробовые своды. На центральной оси каждой апсиды прорублено широкое окно. Между восточными столбами и восточной стеной четверика устроены равные по высоте алтарной преграде кирпичные перегородки, разбивающие заиконостасное пространство четверика на 3 части, и, формирующие вместе с апсидами интерьер дьяконника, центрального алтаря и жертвеника. По линии юг-север в указаных перегородках устроены арочные проходы. Проход из центральной части алтаря в жертвенник, в связи с особенностями богослужения, сделан значительно шире такого же прохода в дьяконник. В северной и южной стенах жертвенника и дьконника также имеются дверные проемы, свазывающие алтарь храма с алтарями Варваринского и Алексеевского приделов. Интерьеры приделов решены в двух уровнях. В каждом из приделов устроено по 3 окна - по 2 в наружных стенах и по 1 в апсидах. Апсиды завершаются конхами и коробовыми сводами. Помещения под шатрами (шатры глухие, с интерьером пространственно не связаны) перекрыты крестовыми сводами. Крестовые своды были использованы также в галереях и крыльцах церкви. Размешенные на их стенах и сводах фресковые изображения хорошо читались, благодаря свету проникавшему в эти части храма через широкие арочные окна, закрытые в настоящее время ставнями. Наружные росписи церкви Николы Мокрого В XVII в. закомары Николо-Мокринского храма были украшены живописными композициями с изображением 9 двунадесятых праздников и "Новозаветной Троицы". В настоящее время эти изображения почти стерлись. Праздничный цикл начинался на восточной стене храма со сцены "Рождество Богоматери" и развивался против движения солнца. На восточной стене были представлены: "Рождество Богоматери", "Новозаветная Троица", "Введение во храм"; на северной: "Благовещение", "Рождество Христово"; на западной: "Сретение", "Крещение", "Преображение"; на южной: "Вознесение", "Сошествие Святого Духа на Апостолов". Фресковая живопись украшала также фронтоны западных притворов Николо-Мокринского и Тихвинского храмов. На старых фотографиях хорошо видно, что над входом в притвор Николо-Мокринской церкви распологалась композиция "Успение Богоматери", а в тимпане фронтона тихвинского притвора художники поместили композицию "Распятие". Иконостасы и иконы Николо-Мокринской церкви До революции в интерьере Николо-Мокринского храма находилось три иконостаса - один в центральном объеме и два в приделах. Определяя стиль ярославских икон XVII в. как греческий, известный ростовский краевед А.А. Титов в начале 1880-х гг. писал следующее: "В приделах все иконы древнего греческого письма - богослужения в этих приедлах не соверщаются и находятся они в запустении. В церкви иконостас пятиярусный, покрытый кармином с довольно изящной вызолоченной резьбой". (А.А. Титов Ярославль. Путеводитель по городу Ярославлю. М., 1883, с.57) В начале XX века историк К.Г. Рыбин датировал главный иконостас храма I половиной XVIII в. "Иконостас пятиярусный", - писал он в своем исследовании, -"в стиле рококо времени императрицы Елизаветы Петровны. Иконы в иконостасе древне-греческого письма половины XVII в. работы известного в то время художника Ушакова" (К.Г. Рыбин. Краткие сведения о монастырях и церквях ярославской епархии. Ярославль. 1908, с.539). По описи 1879 г. в храме числилось 146 икон - 24 иконы были написаны в 1878 г (ГАЯО ф.1118, оп.1, т.2, д.2136, 16 л.). Большая часть этих произведений до нашего времени не сохранилась. По сведениям Э.Д. Добровольской иконы и иконостасы были сожжены работниками казарм Нахимсона в начале 1930-х гг. (информация Т.Е. Казакевич, см. Историческую справку, с.32). В музейных коллекциях уцелело лишь несколько произведений, происходящих из Николо-Мокринского храма. В книге С.И. Масленицына "Писал Семен Спиридонов" опубликованы три иконы, находившиеся на створках Царских Врат центрального иконостаса церкви Николы Мокрого, находящиеся в коллекции Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника: "Благовещение" (29x27), "Евангелист Матвей с изображением древа Иесеева" (29x27) и "Евангелист Марк с изображением Воскресения" (30x27). В каталоге И.П. Болотцевой воспроизведена икона из собрания Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Воскресение - Сошествие во ад", датируемая концом XVI века и происходящая, по словам составителя каталога, из церкви Николы Мокрого. На основании натурного обследования и изучения документов конца XIX - начала XX в. Н.М. Турцовой удалось доказать участие и ведущую роль в создании нижних рядов иконостаса выдающегося иконописца второй половины XVII в. Семена Спиридонова Холмогорца (1642-1695). По ее мнению, иконы "Василий Великий в житии" (1674), "Иоанн Златоуст в житии" и "Богоматерь с младенцем на троне в сорока клеймах акафиста" (1687) (160x136) писались Семеном Спиридоновым для Николо-Мокринского прихода. (См. Н.М. Турцова, Творчество Семена Сприридонова Холмогорца (1642-1695) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исккусствоведения. М. 1992, с.9, см. также С.И. Масленицын. Ук. соч. с.11, 33, 117) Этим же мастером, судя по ярко выраженным стилистическим признакам, были исполнены иконы праздничного ряда Николо-Мокринской церкви, зафиксированные И. Барщевским. В коллекции Библиотеки Академии Художеств (Санкт-Петербург) представлены фотографии 12 праздников: "Рождество Богоматери", "Преполовение", "Введение во храм", "Распятие", "Рождество Христово", "Крещение", "Благовещение", "Вход в Иерусалим", "Сошествие во Ад", "Вознесение", "Сошествие Святого Духа на Апостолов", "Преображение". (БАХ. И. Барщевский. Виды Ярославля. Шк. 56-6-6; 56-6-5) Для киотов шатров Царских мест церкви Николы Мокрого иконописцем Федором Зубовым были исполнены 6 образов с изображениями чудес и исцелений Христа: "Христос в пустыне", "Пир в Канне", "Усмирение бури", "Исцеление бесноватого", "Исцеление кровоточивой" и "Исцеление расслабленного". В настоящее время эти иконы находятся в ярославской церкви Ильи Пророка. Церковь Тихвинской Божьей Матери Теплая церковь прихода освященная, в честь чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери возведена на средства сыновей Астафия Лузина Семеном и Климом в 1686 г. Имя зодчего, создавшего проект храма, неизвестно. По своему объемно-планировочному решению данный храм близок многим другим ярославским церквям трапезного типа. В то же время некоторые архитектурные особенности делают этот памятник не только оригинальным, но и уникальным. Композиция здания вытянута по оси запад-восток и сформирована несколькими разновеликими объемами. Центральный четверик здания закрыт снаружи четурехскатной крышей и увенчан глухой главой луковичной формы, имеющей в основании круглый барабан и четырехгранный постамент с кокошниками. Прямоуголное в плане помещение трапезной перекрыто двускатной кровлей и хорошо освещается через широкие арочной формы оконные проемы, расположенные на одном уровне по всему периметру храма. Нарушает симметричное звучание композиции необычная трактовка ее алтаря, имеющего в северной части дополнительный объем с престолом в честь святителя Василия Великого (освящен 11 октября 1694 г.). Равновесие архитектурных масс достигается в этом случае при помощи ритмически отточенных, выверенных по размерам и пропорциям вертикалей церковных глав. Далеко вынесенная в сторону от основной оси здания высокая и стройная глава Васильевского придела своим чутким силуэтом зрительно уравновешивает архитектурные массы южной и северной частей композиции. В оформлении фасадов церкви активно используются традиционные для архитектуры Ярославля рельефные наличники и полукружия килевидных кокошников. Совершенно в ином ключе решено крыльцо церкви, возведенное, видимо, мастером другого поколения. Точное время создания этой пристройки в документах не отмечено. Исследователи обыкновенно датируют ее рубехом XVII-XVIII веков. В хужожественной организации и оформлении фасадов этой части храма ведущее значение отводится уже цвету. Введенные в кладку стен полихромные изразцы, формирующие декоративные ленты и зеленая черепица шатровой надстройки определили иные представления об архитектурной выразительности и явились образцом новой церковной эстетики. Интерьер церкви сохраняет в настоящее время следы барочной отделки первой половины XVIII века. В это же время были украшены травным орнаментом откосы оконных проемов. Небольшие живописные фрагменты, выявленные в процессе реставрации на сводах трапезной, видимо следует датировать началом XIX века. "Внутри (церковь - В.Ш.) стенным письмом не расписана", - отмечал в своей записке 1781 г. наместнику А.П. Мельгунову ростовский архиепископ Самуил Миславский, - "а только выбелена; полы кирпичные; покрыта церковь и придел тесом, а главы на церкве по решетке железной белым листовым железом, а на приделе черепицей". (Самуил Миславский. Церкви Ярославля в 1781 г. Издание В.И. Лествицына. Ярославль 1874, с.53) В соответствии с посвящением престолов храмовые праздники отмечались 26 июня и 1 января. ИСТОРИЯ 1752-54 гг. 1841 г. |






